The site has been moved


It is here now

 

Философское осмысление эволюции

Что такое эволюция - теория, система, гипотеза?.. Нет, нечто гораздо большее, чем все это: она - основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии, - вот что такое эволюция.

П.Тейяр де Шарден

Эволюция жизни на Земле потому и привлекает умы, что затрагивает основы мировоззрения. Когда Ч.Дарвин, путешествуя на корабле "Бигль", встретился со множеством фактов, свидетельствующих о постепенных изменениях животного и растительного мира, он счел необходимым отказаться от веры в Бога, хотя до этого был человеком набожным. Сейчас Церковь перестала считать идею эволюции противоречащей Священному Писанию, однако поступок Дарвина по-прежнему кажется естественным.

Палеонтологическая летопись раскрывает перед исследователем эволюцию как сложный, противоречивый процесс. С одной стороны, наблюдается очевидная направленность "от простого к сложному"; очень трудно поверить, что такие высокоорганизованные организмы, как птицы, млекопитающие и человек, могли развиться из бактерий в результате случайных мутаций и отбора. Это наводит на мысль о присутствии некого Божественного плана – программы развития, если и не постоянного "руководства" со стороны Высшего Разума. С другой стороны, эволюция, как кажется, идет методом "проб и ошибок": в ней было множество "тупиковых ветвей", групп, бесследно вымерших и не оставивших потомства. Зачем они были нужны, какова их роль в плане, если план существует? Подобных вопросов и противоречий множество.

Время великих философов миновало. В современном море научной информации "плавают" в основном узкие специалисты. Слово "теоретик" вышло из моды и стало в научных кругах почти ругательством. Из-за этого разрыв между разными отраслями знания растет, и в результате происходит дезинтеграция, распад не только научной картины мира, но и мировоззрения отдельных людей – вплоть до полной потери ориентиров. Особенно печальным является расширение пропасти между изучением биологической эволюции и развития человеческого духа, культуры, этики. Мало кто сейчас реально осознает, что второе, вне всякого сомнения, является естественным продолжением первой, хотя об этом написаны замечательные труды (см. ссылки справа).

Классические работы, в которых развитие человечества, его культуры, этики, науки рассматриваются как закономерное продолжение биологической эволюции:

Анри Бергсон. "Творческая эволюция"

В.И.Вернадский. "Научная мысль как планетное явление".

Пьер Тейяр де Шарден. "Феномен человека" (с замечательным предисловием А.С.Раутиана)

В.А.Красилов "Метаэкология", 1997 (смелая попытка философского осмысления эволюции и культурогенеза в рамках единой системной теории, основывающейся на последних открытиях палеонтологии и молекулярной биологии).

Герберт Спенсер. Опыты научные, политические и философские (1857 - 1874). doc, 7Mb.

Неклассическое осмысление эволюции, отрицание редукционизма, сводимости всех закономерностей прогрессивного развития жизни к случайным мутациям и отбору, поиск особых системных механизмов эволюции, вплоть до  представлений о внутренне присущему всему живому стремлению к совершенствованию (номогенез), характеризуют труды многих российских эволюционистов-теоретиков.

Вообще есть два разных подхода к изучению эволюции: "элементаристский" и "холистский". Первый состоит в разложении целого на элементы (СТЭ, борьба за существование, случайные мутации, отбор отдельных генов); второй - в том, что в качестве эволюционирующих объектов рассматриваются целостные системы (организм, онтогенез, экосистемы, биосфера). И философские выводы из этих двух подходов получаются совершенно разные. В первом случае получается, что человек с его разумом,  гуманизмом, нравственностью противостоит всем законам природы - безжалостным, слепым, эгоистичным. Во втором - наоборот, лучшее в человеке оказывается продолжением и развитием генеральной линии эволюции, которая проявляется в неуклонном ослаблении отбора и борьбы, повышении ценности и защищенности индивидуума, снижению роли случайностей и росту предопределенности и осмысленности изменений.

Наш обзор: Конструктивная критика дарвинизма. Подходы к построению системной теории эволюции.

С.В.Мейен, Б.С.Соколов, Ю.А.Шрейдер. Неклассическая биология. Феномен Любищева.

Письмо А.А.Любищева Н.Г.Холодному

Глава из книги Ричарда Докинса (автора "Эгоистичного гена") A Devil's Chaplain (англ.) с моим комментарием (рус.)  - о полной противоположности этических выводов, получающихся из "холистского" и "элементаристского" подходов к изучению эволюции.

Очевидно, к "философскому осмыслению" можно отнести и материалы по теме "Эволюция и религия", непрекращающийся вот уже второе столетие спор эволюционистов с креационистами.

Соотношение детерминизма и случайности в эволюции - тоже вопрос в известной мере философский.

Наш обзор "Эволюция и религия"

Наш обзор "Эволюция на основе случайностей или закономерностей?"

 

См. также: Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию

 

Дополнительная философская литература:

(точки зрения авторов статей могут не совпадать с мнением автора сайта)

  1. Л. фон Берталанфи. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ - КРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

  2. И.П.Меркулов. Эволюционная эпистемология и философия биологии. (об эволюции человека и человеческого сознания)

  3. Г.Фоллмер. Эволюционная теория познания (см. главу "С": эволюция космоса, жизни, человека)

  4. С.Л. Катречко. К концепции происхождения сознания: образное сознание как этап «антриэнтропийной» эволюции 

  5. Ю.В.Олейников, А.А.Оносов. Ноосферный проект социоприродной эволюции. Работа очерчивает круг малоизвестных идей «эволюционно-проективной философии» (П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский и др.). О практической значимости космософии в создании современной концепции устойчивого развития — коэволюции природы и общества и выявлении объективных исторических перспектив человеческой цивилизации.

  6. К.Твардовский. Этика наряду с теорией эволюции. 1895 г.

  7. А.А.Аруцев и др. Концепции современного естествознания. Развитие и самоорганизация систем; эволюция и сотворение мира; эволюционно-генетическая концепция происхождения этики. Пособие для студентов-гуманитариев.

  8. Глобальный эволюционизм (философский анализ). Сборник статей. 1994.

  9. "Экология в цитатах и афоризмах" Краснощекова и Розенберга. Высказывания ученых и философов; конспективное изложение и сравнительный анализ основных идей (там есть любопытные разделы про эволюцию, например, глава 2 "Эволюция систем")

  10. В.Рогожин. Чувство мысли. Интересные размышления физика о происхождении и эволюции жизни и разума. Работа, на мой взгляд, перекликается с взглядами В.А.Красилова; там есть ряд оригинальных идей.

  11.  Р.Баландин. Ступени эволюции.

  12.  Ю.Чайковский. Изумительная ассиметрия.

  13. А.М. БУРОВСКИЙ "Экстремальные ситуации и мыслящее вещество" О кризисах как необходимом элементе прогрессивного развития в природе и обществе.

  14. В.Д.Бугарь. Эволюционный кризис Земли

  15. К.Фрумкин. Цели живого существа.

  16. С.С.Лазарев. Время: эволюция, структура, смысл

  17. Аристотель. Из книги "О возникновении животных". Очень занятные рассуждения о способах размножения животных и растений, о причинах разделения на два пола, о принципах онтогенеза, самозарождении жизни. С точки зрения современной науки 95% высказанных идей - полный вздор, а ведь эти тексты умнейшим человеком написаны, и 2000 лет служили основой билогических знаний человечества. Почему? Об этом пишет сам Аристотель: ориентироваться нужно в первую очередь на факты, а рассуждения применять лишь постольку, поскольку они соответствуют фактам... К сожалению, недостаток фактов не может быть скомпенсирован даже самыми талантливыми рассуждениями, и труд Аристотеля - прекрасное тому подтверждение.

  18. А.П.Назаретян. Векторы исторической эволюции. 1999. Анализ общих тенденций эволюции человечества с биологическими параллелями.

  19. "Разговор физика и биолога". М.И.Кацнельсон и Г.Ю.Любарский. 2007.

  20. Савинов А.Б. Проблема новой эволюционной парадигмы (философский, системный и общебиологический аспекты). 2007.


 

О всеобщей взаимосвязи и биосферной эволюции

(популярная заметка автора сайта)

см. также наш обзор "Эволюция сообществ и эволюция в сообществах"

Все в природе взаимосвязано. Мысль эта совсем не новая. С самых древних времен люди заметили, что все и вокруг них, и внутри, переплетено тысячами невидимых таинственных нитей. Поэтому у каждого действия может быть множество самых разных последствий. Сейчас мы называем эти таинственные нити "системными связями". Древние не пользовались сложной терминологией, но они тщательно следили, чтобы их волос или ноготь не попал в руки чужака. Ведь всякому известно, что, воздействуя на часть, можно влиять на целое. Поэтому любой злонамеренный колдун, манипулируя частицей твоего тела, может причинить тебе много непрятностей.

Как справедливо заметил Гегель, человеческому разуму свойственно любую здравую мысль распространять далеко за пределы ее применимости. Именно эта особенность человеческого мышления и привела к рождению магии. Но здравое зерно в этом, безусловно, было. По мере накопления знаний, очень медленно и постепенно, люди распутывали этот сложнейший клубок взаимодействий, связывающий мироздание в нечто единое и цельное. Медленно и постепенно мы учились отделять реальные связи от воображаемых, закономерность от случайности, науку от магии.

Основатель стоицизма, философ Зенон, учил, что Вселенная подобна живому организму, в котором каждая песчинка и каждое живое существо связано со всеми другими и имеет свое особое предназначение (как мы сказали бы сейчас – выполняет специфическую функцию). Поэтому главная задача человека – понять, в чем состоит его личное предназначение, его особая цель в этом мире, и строго следовать ей. Подобно тому, как палец на руке, решивший вдруг действовать как ему вздумается, не считаясь с нуждами целого, то есть человека, был бы не только бесполезен, но и вреден, так же и человек, считающий, что может поступать по своей прихоти, не нужен и даже вреден для Вселенского Организма. Если бы стоицизм стал мировой религией, возможно, люди сознательнее относились бы к своим поступкам и к своему месту в этом мире, и тогда, может быть, не было бы и нынешнего экологического кризиса?

В Средние века учение о единстве всего сущего развивалось в основном в мистической и религиозной плоскости, продолжая скорее традиции первобытной магии, чем великих философских школ Античности. Расцветали разнообразные мистические представления, такие как учение о подобии и единстве микро- и макрокосма (то есть человеческой души и Вселенной), и такие "науки", как астрология и алхимия, "изучавшие" путем умозрительных рассуждений взаимосвязи (по большей   части вымышленные) объектов материального и идеального мира (о современном, далеко не благополучном, положении дел на "лженаучном фронте", см. статью А.В.Маркова "Лженаука").

В Новое время многие гениальные догадки античных философов превратились наконец в строгие научные теории. Так было и с атомистической теорией Левкиппа и Демокрита, и с идеями Эмпедокла о появлении живых существ в результате перекомбинации исходных блоков и естественного отбора (выживания наиболее удачных "комбинаций"), и с воззрениями Зенона о системной целостности мироздания.

Наиболее полное развитие идеи Зенона получили в учении В.И.Вернадского о биосфере. Вернадский создал новую науку биогеохимию, изучающую роль живых существ ("живого вещества") в глобальном геохимическом круговороте. Идеи Вернадского продолжают активно развиваться. Постепенно становится все яснее, что биосфера как целое – неотъемлемая часть нашей планеты (а возможно, и многих других планет), принимающая самое активное участие во всех процессах, происходящих во внешних оболочках Земли и во многом определяющая ее развитие.

Сложный геохимический круговорот, по-видимому, сформировался на Земле очень рано под воздействием двух важнейших факторов:  солнечного излучения, создающего температурный градиент между нагревающейся планетой и холодным окружающим космосом, и тектонической активности самой планеты, в результате которой в атмосферу и гидросферу все время поступают вещества и энергия из земных недр. Земля представляет собой открытую неравновесную систему, пронизанную потоками вещества и энергии. Согласно последним открытиям в химии и физике, в подобных системах может происходить самоорганизация – самопроизвольное упорядочивание циклических процессов, сопровождающееся появлением и совершенствованием различных сложных структур.

Конкуренция и отбор начали действовать задолго до появления первой живой клетки – еще на уровне геохимических циклов. Оказалось, что такой химический отбор может идти очень быстро и эффективно – даже быстрее, чем биологический. В борьбе "выживают" те циклы, которые, во-первых, "крутятся" быстрее, во вторых – обладают большей устойчивостью (например, способны продолжаться и ночью за счет энергии, накопленной в течение дня). Конкурирующие друг с другом химические процессы "борются" прежде всего за субстрат. Побеждает тот процесс, который способен быстрее этот субстрат утилизировать. В этой борьбе огромную роль играют катализаторы – ускорители химических реакций. Самое большое преимущество получают такие каталитические циклы, в ходе которых запасы необходимых катализаторов воспроизводятся и пополняются. Если появляется катализатор, способный напрямую или через ряд промежуточных этапов катализировать собственное воспроизводство, то от такого геохимического цикла уже рукой подать до настоящей жизни. Если в процессе воспроизводства катализатора иногда возникают небольшие случайные ошибки (и получается немного измененный катализатор), то это сразу же создает основу для настоящей "дарвиновской" эволюции, основанной на изменчивости и отборе.

Поэтому многие ученые считают, что биосфера, как это ни парадоксально, появилась задолго до возникновения первых живых организмов. Главная "задача" биосферы – обеспечивать эффективность и устойчивость геохимических круговоротов. В ходе эволюции биосфера непрерывно совершенствуется и усложняется, а геохимические круговороты становятся все более эффективными и устойчивыми, то есть быстрыми, замкнутыми и безотходными. В конечном счете генеральная линия развития биосферы совпадает с христианской идеей "победы жизни над смертью". Ведь в приложении к сообществам организмов "безотходность" и "устойчивость" – это снижение смертности, повышение "ценности" каждого отдельного индивидуума, рост продолжительности жизни, сокращение безвозвратных потерь, постоянное возвращение в круговорот выведенного из него вещества и т.д.

По-видимому, на ранних этапах развития биосферы отдельные каталитические циклы постепенно "встраивались" в существующие геохимические круговороты, ускоряя их повышая устойчивость. В дальнейшем эти циклические системы могли объединяться в циклы второго порядка. Однажды некий особо удачный (т.е. эффективный и устойчивый) блок глобального геохимического круговорота "выделился" в особую отдельную структуру  – первое подобие живой клетки.

Первые обитатели Земли – бактерии – научились "пристраиваться" к самым разнообразным геохимическим процессам. В результате те химические превращения, которые раньше осуществлялись сами собой, то есть без живых "посредников",  теперь начинали идти при участии бактерий – быстрее и эффективнее. Ведь бактерии научились вырабатывать сверхмощные катализаторы – белки (способные к тому же быстро совершенствоваться под действием отбора), позволявшие им неизменно выходить победителями в  конкурентной борьбе с неживыми катализаторами и каталитическими циклами. Одно из самых потрясающих открытий последних лет в биогеохимии состоит в том, что огромное множество минералов, которые, как все раньше думали, образуются "сами собой", то есть абиогенным путем, на самом деле часто формируются при активном участии микроорганизмов.

Бактериальное золото. Даже формирование золотых самородков, как выяснилось, не обохдится без участия бактерий.

Уже на самых ранних этапах развития биосферы она представляла собой единую систему, отдельные компоненты которой – сначала каталитические циклы, а потом и живые клетки - постепенно "притирались", приспосабливались друг к другу, так что практически с самого начала существование одних стало необходимым условием выживания других.

Биосфера – это сложнейший организм, обладающий двумя основными свойствами. Первое свойство проявляется на относительно коротких интервалах времени и  состоит в поддержании собственного гомеостаза, то есть устойчивого, равновесного состояния. Второе свойство проявляется на длительных интервалах времени и состоит в прогрессивном развитии по пути усложнения и совершенствования.

Несколько слов о первом свойстве – поддержании стабильности. Сейчас любой школьник знает, что растения выделяют кислород и потребляют углекислый газ, а животные – наоборот. Хорошо известно также, что концентрация этих газов в атмосфере остается более-менее постоянной весьма продолжительное время (если не считать небольшого увеличения содержания углекислого газа в атмосфере в результате сжигания угля и нефти человеком). Многие думают, что постоянство состава атмосферы – нечто само собой разумеющееся. И напрасно! Это постоянство -  результат непрерывной интенсивной и точнейшим образом согласованной работы различных "блоков" биосферы. Был в истории человечества один-единственный момент, когда люди всерьез обеспокоились этой проблемой, правда, не по причине возросшей экологической сознательности, а из-за случайного стечения обстоятельств. Когда было установлено, что все животные, включая человека, употребляют атмосферный кислород, который при этом превращается в негодный для дыхания углекислый газ, явление фотосинтеза еще не было открыто! Ученые стали срочно подсчитывать, на сколько лет еще хватит запасов кислорода в атмосфере. Результат вызвал панику в кругах образованных людей: получалось, что всего через несколько десятилетий весь кислород на Земле закончится! Стали даже думать о создании запасов кислорода в специальных контейнерах, что позволит выжить хотя бы немногим избранным, когда все живое на Земле погибнет от удушья… К счастью, вскоре последовало новое открытие: оказалось, что зеленые растения выделяют кислород! Не много и не мало, а ровно столько, сколько нужно для поддержания в атмосфере постоянной концентрации этого газа.  Человечество вздохнуло с облегчением и… очень быстро забыло об инциденте.

При помощи ряда упрощенных моделей Дж.Лавлок показал, что даже крайне простая биосфера может эффективно поддерживать природное равновесие и придавать планете черты живого организма. Лавлок даже создал "теорию Геи" – живой планеты[1]. Самая простая и понятная из моделей Лавлока известна под названием "Маргаритковый мир". Это воображаемая планета, похожая на Землю и пригодная для жизни, вращающаяся вокруг звезды, похожей на Солнце. Излучение звезды постепенно усиливается (что соответствует астрофизическим теориям для определенных классов звезд). В соответствии с этим и температура на планете должна линейно расти. Однако там обитает один-единственный вид живых существ – маргаритки, которым удается без всяких специальных усилий поддерживать на планете постоянную оптимальную температуру в течение весьма длительного времени. Как же это происходит? Маргаритки могут расти при температуре от 5 до 40 градусов, но при 20 градусах они растут быстрее всего. Существует две формы маргариток – с белыми и черными цветами. Допустим, что в начальный момент времени, когда температура в экваториальной области планеты достигла 5 градусов, там появляется смешанная популяция маргариток, в которой белых и черных цветов примерно поровну. Белые маргаритки отражают свет и поэтому немного охлаждаются, а черные его поглощают и чуть-чуть нагреваются. Поэтому в тех местах, где случайно оказалось больше черных маргариток, становится немного теплее, и маргаритки растут лучше. Отбор, таким образом, благоприятствует черным цветкам, и их становится все больше, а численность белых маргариток снижается до минимума. Область распространения черных маргариток распространяется от экватора к полюсам; вся планета "чернеет" и нагревается. Но вот из-за роста светимости Солнца температура в экваториальной области переваливает за 20 градусов. Тотчас же премущество здесь получают белые маргаритки, которые отражают свет и охлаждают окружающее пространство. Белые маргаритки вытесняют черные сначала на экваторе, а потом волна "побеления" начинает распространяться к полюсам. Планета "белеет" и сопротивляется растущему излучению. Способность маргариток поддерживать на планете температурный оптимум будет исчерпана только тогда, когда светимость Солнца вырастет настолько, что температура на экваторе все-таки превысит 40 градусов, несмотря на все охлаждающие усилия белых цветов. После этого гомеостатическая система рухнет, причем по мере распространения волны вымирания от экватора к полюсам нагревание планеты будет происходить все быстрее… Но предел устойчивости есть у любой системы, а нам в данном случае важен тот факт, что даже такая предельно упрощенная "биосфера" все-таки сумела в течение очень долгого времени поддерживать на планете температуру, близкую к оптимуму, то есть к 20 градусам.

Наша земная биосфера гораздо сложнее и совершеннее "маргариткового мира", и ее способности к поддержанию равновесия неизмеримо выше. К тому же она сама постоянно совершенствуется. Вернадский и его последователи считали поддержание и совершенствование планетарного гомеостаза важнейшей функцией биосферы. И потому предназначение человека – конечного продукта ее прогрессивного развития - состоит прежде всего в том, чтобы взять на себя роль самого совершенного "регулятора" геохимических процессов, роль мудрого и могущественного хранителя биосферы.

Сумеем ли мы оправдать ожидания великого ученого?

Окажемся ли достойны высокого предназначения, данного человеку породившей нас живой планетой, Геей-Землей?


 


[1] Подобные идеи активно разрабатываются не только учеными, но и писателями-фантастами. Вспомним живой океан из романа "Солярис" С.Лема или Гею – планету с единым сознанием, образовавшимся из слияния индивидуальных сознаний всех ее обитателей – из эпопеи А.Азимова "Основание".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от экстрасенса - прием экстрасенсов . купить настольные игры Украина . Details. Study Russian in Russia. Unique

Hosted by uCoz