о. Роман Братчик
Дарвин – это голова!
Cегодня эволюция – не теория, не гипотеза, а факт, убежден
протоиерей Роман БРАТЧИК, настоятель Успенского храма города Курчатова Курской
области, выпускник биофака МГУ. Креационизм же отец Роман считает заблуждением.
Если на нем настаивать, научная интеллигенция в Церковь не пойдет. Эту позицию,
с которой, наверное, многие не согласятся, отец Роман изложил в интервью
корреспонденту "Нескучного сада".
Протоиерей Роман БРАТЧИК родился в 1949 году в Баку. В 1972 году окончил
биологический факультет МГУ. Работал в лаборатории эволюционной зоологии и
генетики Биолого-почвенного института Дальневосточного научного центра. Потом –
в Институте биологии внутренних водоемов поселка Борок Ярославской области.
Крещение принял в 1985 году. В 1989 году рукоположен митрополитом Курским и
Белгородским Ювеналием. Служил в селе Куньи Курской области. С 2005 года –
настоятель Успенского храма города Курчатова Курской области. Преподает курс
"Наука и религия" на факультете теологии и религиоведения Курского
государственного университета.
– Отец Роман, вы убеждены, что эволюционная теория совместима с верой в Бога?
– Эволюция – не теория, а факт. Есть стратиграфическая колонна – совокупность
слоев осадочных пород, в которых мы наблюдаем (что бы ни подсовывали нам
креационисты) постепенную смену флор и фаун при очевидной тенденции к развитию.
Земля буквально перепахана, и после каждого исследования появляются новые
данные. Так что эволюция – достоверно установленный факт. А как может наука быть
несовместима с верой? Законы природы созданы Богом, и по Его воле люди их
открывают. Независимо от того, верит ли ученый в Бога.
Мне кажется, проблема в том, что все кому не лень считают себя знатоками
биологии. Например, я ни разу не слышал, чтобы дилетанты ставили под сомнение
законы физики, математики. Люди не стесняются признаться, что в физике ничего не
понимают. Но часто те же самые люди думают, что в биологии они разбираются. А
ведь биология не менее сложная наука, чем физика или математика. Как люди без
специального образования берутся о ней судить? В том числе и об эволюции. Один
мой молодой прихожанин тоже начал ругать Дарвина. Я ему сказал, что готов
обсуждать с ним Дарвина, если он прочитает "Происхождение видов". Парень
оказался упорный, прочитал и сказал мне: "Да! Дарвин – это голова!". Понял!
Можно не соглашаться с выводами Дарвина, но отрицать, что он большой ученый,
труженик Науки?.. Это проявление собственного невежества.
– То есть эволюция не тождественна теории Дарвина? Насколько я понимаю,
главные претензии православных к эволюции – претензии к теории Дарвина, а именно
к идее происхождения человека от обезьяны?
– Теории Дарвина 150 лет. Знаете, что такое в науке теория 150-летней давности?
От Дарвина в эволюции если что и осталось, то только принципы. Не Дарвин,
кстати, придумал эволюцию, она была известна до него, но ученые искали ее
возможный механизм. И Дарвин предложил вариант, который всех пленил своей
краткостью. Всего два фактора (естественный отбор и наследование случайных
изменений) и готово. Куда красивей? Но когда стали глубже разбираться, поняли,
что это не все. Никто не отрицает отбор, изменчивость, но добавляется много
других факторов. И если раньше мы рисовали эволюционные древеса, то теперь –
сеть: где-то ветви соединяются, где-то расходятся, где-то параллельно идут
совершенно разные ветви. Гораздо сложнее стала картина мира, чем 150 лет назад.
Ну и что? Мы знаем теорию относительности Эйнштейна, но не ставим в вину
Ньютону, что его научные воззрения устарели, а продолжаем считать Ньютона
великим ученым. Так и Дарвина нельзя винить в том, что сегодня ученым больше
известно об эволюции. В этом есть и его заслуга.
А насчет обезьяны я скажу, наверное, неожиданную для вас вещь: биологически
человек не шибко отличается от обезьяны. Если сравнить признаки, по которым он
отличается, и признаки, по которым схож, последних окажется намного больше. Но
вопрос в другом: что есть человек? Если мы говорим о себе "я человек", то
подразумеваем не свои конечности и форму черепа, но свой дух. Поэтому "человек
произошел от обезьяны" – некорректное выражение. Тело могло произойти, но
человеком он стал, когда Господь вдунул в него дух: "И создал Господь Бог
человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек
душею живою" (Быт., 2, 7). До этого было человекообразное существо. Да и если у
современного человека убрать душу, разве это будет человек? Тоже только
человекообразное существо. И мы многих видим на грани этого состояния: внешне
вроде люди, а по духу уже как бы и не люди. Честно говоря, я не знаю, чем они
тогда лучше обезьян.
11.10.07
Источник: Нескучный сад